Почему мы задаём одни и те же вопросы?

Исто­рия о том, как реаль­ность при­зна­ёт наши трансформации.

Если мне судь­ба под­во­дит зна­ко­мых прак­ти­ков, то я ста­ра­юсь боль­ше общать­ся и раз­го­ва­ри­вать в таких путе­ше­стви­ях. Пото­му что это как мини учи­те­ля такие, ведь я вос­при­ни­маю жизнь как один из аспек­тов, что Бог со мной раз­го­ва­ри­ва­ет собы­ти­я­ми. То есть все люди, кото­рых я так или ина­че при­тя­ги­ваю в поле сво­е­го вни­ма­ния, и с этим чело­ве­ком какой-то кон­такт идёт, есть какой-то резо­нанс, то это уже не про­сто обще­ние, а это как бы некий инте­рес­ный опыт, инте­рес­ную инфор­ма­цию мож­но из обще­ния вытащить.

Как-то я общал­ся с одним из пре­по­да­ва­те­лей, боль­ше он даже прак­тик чем пре­по­да­ва­тель. Вот он сето­вал на то, что очень часто в обще­нии с людь­ми нары­ва­ет­ся на такую тему, когда они года­ми зада­ют одни и те же вопро­сы. То есть, у него есть несколь­ко зна­ко­мых, кото­рые в его поле кру­тят­ся и пери­о­ди­че­ски что-то у него узна­ют, спра­ши­ва­ют. И их вопро­сы повто­ря­ют­ся, год назад такие зада­ва­ли вопро­сы, два года назад зада­ва­ли вопро­сы, вопро­сы видо­из­ме­ня­лись но были всё об одном и том же. Вот он и спра­ши­вал: Поче­му люди не зани­ма­ют­ся? Поче­му вопро­сы одни и те же?

У меня тоже самое. Ско­ро уже как 30 пре­по­даю и неко­то­рых людей я знаю десять лет, и они как-то кру­тят­ся, ухо­дят, опять при­хо­дят и вопро­сы у мно­гих людей повто­ря­ют­ся прак­ти­че­ски как под копир­ку. Про­ис­хо­дит это годами.

Если меня это на началь­ных эта­пах инструк­тор­ства немнож­ко «пари­ло», то потом, когда я осо­знал опре­де­лен­ные вещи, это пере­ста­ло меня парить. Вот, я и хочу это некое наблю­де­ние рас­ска­зать вам.

В чём здесь алгоритм выстроен?

Часто люди зада­ют такой вопрос: Я видел, что до како­го-то момен­та я раз­ви­ва­юсь и меня­юсь, а потом воз­ник­ла некая оста­нов­ка. Или есть раз­ви­тие, но оно очень мед­лен­ное, прак­ти­че­ски неза­мет­ное, ско­рость транс­фор­ма­ции рез­ко упало.

Что­бы понять это явле­ние нуж­но вспом­нить вооб­ще струк­ту­ру наше­го ума. Наш Ум, внут­ри кото­ро­го есть источ­ник, центр Я, то что мы назы­ва­ем собой, то что мы назы­ва­ем — Я, некая точ­ка или некое поле. Вокруг него начи­на­ет фор­ми­ро­вать­ся опре­де­лён­ная струк­ту­ра, кото­рую нам вкла­ды­ва­ют в дет­стве, пере­да­вая некую настрой­ку, базо­вые уста­нов­ки кон­так­та с этим Миром.

Тот же Юнг в сво­ей пси­хо­ло­гии назы­вал это Архетипы.

Напри­мер, ген­дер­ный архе­тип: дев­чон­кам мама, бабуш­ки, стар­шие подру­ги пере­да­ют некий архе­тип жен­щи­ны. Дев­чон­ка начи­на­ет через вре­мя видеть мир, в отли­чие от маль­чи­шек она немнож­ко по дру­го­му видит. А маль­чи­ку свой ген­дер­ный архе­тип пере­да­ёт отец, дедуш­ка, бра­тья стар­шие, дяди.

В нашей струк­ту­ре лич­но­сти есть некая осно­ва, что мы назы­ва­ем Джи­ва или Душа. Часто назы­ва­ют это «поле при­сут­ствия», «поле осо­знан­но­сти», «поле пустот­но­сти», как угод­но это мож­но назвать. Вокруг это­го поля начи­на­ет фор­ми­ро­вать­ся некая струк­ту­ра. Осно­вой этой струк­ту­ры, как некие сило­вые линии, лежат архе­ти­пы, свя­зан­ные с ген­дер­ны­ми при­зна­ка­ми, с эмо­ци­о­наль­ны­ми реак­ци­я­ми и так далее. Имен­но опи­ра­ясь на эти архе­ти­пы мы и видим Мир через приз­му опре­де­лен­ных кон­цеп­ций, через приз­му опре­де­лен­ных базо­вых про­грамм. Меж­ду эти­ми архе­ти­па­ми суще­ству­ет еще некая дина­ми­ка, вза­и­мо­связь, то есть дви­же­ние мыс­ли от одной базо­вой колон­ны к дру­гой. Фор­ми­ру­ет­ся некая сеть.

Посте­пен­но, с ростом нашей жиз­ни, когда мы ещё в про­цес­се обу­че­ния до 30–40 лет, ум более-менее гибок и он ещё может чему-то обу­чать­ся. Когда чело­век выхо­дит за сред­ний воз­раст, 42–45 лет, у него воз­мож­ность обу­че­ния всё боль­ше пада­ет. И уже у пожи­лых людей мы видим очень жест­кую ригид­ность ума, очень жест­кую кон­сер­ва­тив­ность этих архе­ти­пов, кото­рые очень слож­но поменять.

Кристалл ума

Вся эта струк­ту­ра с одной сто­ро­ны име­ет некую кон­струк­цию, часто её назы­ва­ют «Кри­сталл ума», а каж­дый архе­тип это как грань это­го кри­стал­ла. Но, с дру­гой сто­ро­ны, она мно­го­слой­ная. Пото­му что име­ет име­ет нара­бот­ки, каче­ства, чер­ты наше­го харак­те­ра, чер­ты наше­го ума, кото­рые мы намаг­ни­чи­ва­ли, или сум­му этих при­вы­чек. А это всё фор­ми­ро­ва­лась сло­я­ми, через соци­аль­ные собы­тия, через обще­ние с соци­у­мом и внеш­ним миром и нашу рефлек­сию, то есть отра­же­ние этих собы­тий внут­ри нас. То есть один день я полу­чил какие-то впе­чат­ле­ния и сам­ска­ры, оттис­ки этих ситу­а­ций и они как бы вло­жи­лись в меня, вто­рой день я полу­чил новое впе­чат­ле­ние, что-то уже до осмыс­лил, какой-то новый отте­нок пой­мал и эти впе­чат­ле­ния выло­жи­лись вто­рым сло­ем. Как слой крас­ки одна, вто­рая, тре­тья, слой за слоем.

Как происходит изменение?

Чело­век при­хо­дит в йогу. У него про­бле­ма с какой-то частью тела. Пре­по­да­ва­тель, настав­ник гово­рит что здесь нуж­но делать такие упраж­не­ния, изме­нить пита­ние таким-то обра­зом, поме­нять опре­де­лен­ные при­выч­ки пове­де­ние, при­выч­ки эмо­ций, при­выч­ки мыс­ли. Пото­му что ваша про­бле­ма напря­мую свя­за­но с тем как вы види­те Мир. Чело­век начи­на­ет делать прак­ти­ки. И прак­ти­ка сло­ем за сло­ем начи­на­ет пере­фор­ма­ти­ро­вать его. Но, нико­гда не про­ис­хо­дит пере­фор­ма­ти­ро­ва­ние всей всей при­выч­ки сра­зу. Вер­нее это мож­но сде­лать через тех­ни­ки зом­би­ро­ва­ния, но для это­го чело­ве­ка нуж­но про­та­щить через очень мощ­ную деструк­тив­ную эмо­цию, напри­мер Страх смер­ти. То есть это не гар­мо­нич­но, а мы идём после­до­ва­тель­но, пони­мая, что у чело­ве­ка есть некая при­выч­ка, то есть внут­ри него, в кри­стал­ле его ума нара­бо­та­на некая грань, но грань услов­но «кри­вая». Бла­го­да­ря «кри­вой» гра­ни чело­век этим каче­ством всё вре­мя кон­флик­ту­ет с внеш­ней реаль­но­стью. Так как Мир бес­ко­неч­но огро­мен, а чело­век сам малень­кий, всё вре­мя бьёт­ся обо что-то огром­ное, то он и начи­на­ет болеть. Эти все уда­ры об реаль­ность, собы­тия, людей отра­жа­ют­ся в нём, дефор­ми­ру­ет все его обо­лоч­ки и дефор­ми­ру­ет его тело.

Мы даём чело­ве­ку мето­ды, кото­рые эту грань выпрям­ля­ют. Он начи­на­ет делать после­до­ва­тель­но и слой за сло­ем пере­пи­сы­ва­ет внут­рен­нюю при­выч­ку. Как после­до­ва­тель­но она в него вхо­ди­ла, впе­чат­ле­ние ложи­лось на впе­чат­ле­ние, вот так же после­до­ва­тель­но он начи­на­ет пере­пи­сы­вать эту при­выч­ку. Один кусо­чек её пере­пи­сал, кир­пич как бы новый поста­вил или убрал, вто­рой кусо­чек, так слой за сло­ем пере­пи­сы­ва­ет свою грань, дела­ет её более гар­мо­нич­ной, более адек­ват­ной той реаль­но­сти в кото­рой он живёт.

Регулярность

Очень важ­на регу­ляр­ность. Пото­му что чело­век живёт не в ваку­у­ме. Чело­век живёт в какой-то сре­де, кото­рый уже при­вык жить. И эта кар­ти­на мира при­вык­ла его видеть с этой чер­той харак­те­ра. То есть все люди, кото­рые окру­жа­ют чело­ве­ка, собы­тия, сослу­жив­цы, домаш­ние, близ­кие при­вык­ли видеть его с такой чер­той харак­те­ра. Когда чело­век начи­на­ет менять­ся, то все начи­на­ют так или ина­че заме­чать. В луч­шем слу­чае, если они под­дер­жи­ва­ют его изме­не­ния, вся­че­ски помо­га­ют, то про­цесс транс­фор­ма­ции про­ис­хо­дит доволь­но быст­ро. Но, это ред­ко бывает.

Когда мы начи­на­ем пере­фор­ма­ти­ро­вать какую-то при­выч­ку мы стал­ки­ва­ем­ся с инер­ци­ей ста­рых про­грамм. Всё наше окру­же­ние, вся наша реаль­ность, все наши при­выч­ки от телес­ных до мен­таль­ных начи­на­ют сопро­тив­лять­ся изме­не­ни­ям. Если в наших прак­ти­ках нет регу­ляр­но­сти и про­грес­сии — после­до­ва­тель­но­го накоп­ле­ния все более мощ­ных, слож­ных прак­тик, то эти про­цес­сы крайне мед­лен­ны. Услов­но, мы дела­ем шаг впе­рёд и сра­зу два шага назад. Вро­де бы какая-то дина­ми­ка есть, какие-то тех­ни­ки чело­век дела­ет, но если он спро­сит себя: В чём мой резуль­тат, где изме­не­ния кото­рые я хочу уви­деть?, то уви­дит, что про­цент этих изме­не­ний крайне низок. Это свя­за­но с недо­ста­точ­но­стью регу­ляр­но­сти осо­знан­ных усилий.

Важно

Важ­на регу­ляр­ность, целе­на­прав­лен­ная, после­до­ва­тель­ная, моно­тон­ная, спо­кой­ное дви­же­ние в нуж­ное направ­ле­ние. Каж­дый день дела­ешь неболь­шой шажок, сле­ду­ю­щий. Очень важ­но что­бы не было дис­крет­но­сти, что­бы не рва­лась нить изме­не­ний, то есть шаг, ещё шаг ещё шаг. Не долж­но быть тако­го: три шага — стою, три шага — стою. Когда я стою, то я не стою, а отка­ты­ва­лись назад. Пред­ставь­те, вы бежи­те по лен­те транс­пор­те­ра в мет­ро, кото­рый тянет вас в одну сто­ро­ну, а вы пыта­е­тесь выско­чить назад. Если бежи­те быст­рее самой лен­ты транс­пор­те­ра, то вы выска­ки­ва­е­те. А как толь­ко оста­но­ви­лись, вас опять оття­ги­ва­ет назад.

Ответ такой: все люди меня­ют­ся, но изме­не­ния мини­маль­ны за счёт того, что нет регу­ляр­но­сти, при­выч­ка ста­рых про­грамм про­дол­жа­ет чело­ве­ка затя­ги­вать в ста­рое впе­чат­ле­ние, в ста­рые реак­ции. Я тоже это про­жи­вал не раз.

Как выходить из привычек старых программ?

Научить­ся регу­ляр­но­сти. Не важ­но на пер­вом шаге сколь­ко вы дела­е­те, важ­но делать это каж­дый день по чуть-чуть.

Нара­ба­ты­ва­ем про­гресс. Когда мы нара­бо­та­ли пер­вый шаг регу­ляр­но­сти, мы нара­ба­ты­ва­ем вто­рой шаг — про­грес­сии. Мы посте­пен­но, моно­тон­но, уже регу­ляр­но нара­ба­ты­ва­ем всё боль­шую слож­ность прак­тик, боль­ше вкла­ды­ва­ем­ся в нара­бот­ку новой привычки.

Транс­фор­ма­ция. Через вре­мя кри­ти­че­ская мас­са новых сам­скар накап­ли­ва­ет­ся и про­ис­хо­дит транс­фор­ма­ция, при­выч­ка пере­пи­сы­ва­ет­ся. Как толь­ко при­выч­ка пере­пи­сы­ва­ет­ся, окру­жа­ю­щая реаль­ность нас фик­си­ру­ет в новом каче­стве. Реаль­ность при­зна­ёт: — Ну лад­но, всё, ты Новый! Соот­вет­ствен­но, целая часть мира начи­на­ет менять­ся, пото­му что мы же новые. Это как новая борозд­ка на клю­че, она откры­ва­ет дру­гие две­ри чем рань­ше. Все окру­жа­ю­щие тоже при­зна­ют за нами пра­во изме­нить­ся, при­зна­ют за нами пра­во быть новым, ведь в про­цес­се нашей регу­ляр­ной транс­фор­ма­ции окру­жа­ю­щие тоже менялись.

Что может нас сдерживать в трансформации

  • Инер­ция ста­рых впечатлений.
  • Сопро­тив­ле­ние окру­же­ния, окру­жа­ю­ще­го мира вашим новым впечатлениям.
  • Отсут­ствие регу­ляр­ных и про­грес­си­ру­ю­щих тренировок.

Пона­блю­дай­те за собой и внеш­ним Миром.